Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Мурманска №85
Использование информационных технологий в ДО
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами – дошкольниками задачи:
* идти в ногу со временем;
* стать для ребенка проводником в мир новых технологий;
* наставником в выборе компьютерных программ;
* сформировать основы информационной культуры его личности;
* повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Преимущества ИТ в ДОУ:
* Предъявление информации на экране компьютера или интерактивной доски в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
* Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
* Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
* Обладает стимулом познавательной активности детей, привлекает внимание ребенка;
* Предоставляет возможность индивидуализации обучения;
* Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использовании ИТ в ДОУ:
* Недостаточная методическая подготовленность педагогов;
* Неправильное определение дидактической роли и места ИТ на занятиях;
* Бесплановость, случайность применения ИТ;
* Перезагруженность занятия демонстрацией.
Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются:
1. Организационное:
* Модернизация методической службы;
* Совершенствование материально – технической базы;
* Создание определенной информационной среды.
2. Педагогическое:
* Повышение ИТ – компетентности педагогов ДОУ;
* Внедрение ИТ в образовательное пространство.
Области применения ИТ педагогами ДОУ:
- Ведение документации.
- Методическая работа, повышение квалификации педагога.
- Воспитательно – образовательный процесс:
* организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,
* организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,
* реализацию проектов,
* создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
Виды образовательной деятельности с ИТ в ДОУ:
Занятие с мультимедийной поддержкой.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
Объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
Компьютерные презентационные слайд – фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
Должны нести:
* исследовательский характер;
* легкость для самостоятельных занятий детей;
* развитие широкого спектра навыков и представлений;
* занимательность.
Отвечать: возрастному соответствию.
Классификация программ:
* Игры на развитие воображения, мышления, памяти;
* Простейшие графические редакторы;
* Игры-путешествия;
* Игры на обучение чтению, математике;
* Использование мультимедийных презентаций.
Обучающие игры:
Это игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач:
* связанные с формированием у детей начальных математических представлений;
* с обучением азбуке, слого- и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо, родному языку;
* с формированием представлений по ориентации на плоскости и в пространстве;
* с эстетическим, нравственным воспитанием;
* экологическим воспитанием;
* с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.
Игры-эксперименты:
В играх этого типа цель и правила игры не заданы явно, а скрыты в сюжете или способе управления. Поэтому ребенок, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия в игре.
Игры-забавы:
В таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития. Они просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика».
Компьютерные диагностические игры:
Игры развивающие, обучающие, эксперименты, можно считать диагностическими, поскольку опытный педагог и, тем более, психолог по способу решения компьютерных задач смогут многое сказать о ребенке.
Отсутствуют:
* Методика использования ИТ в образовательном процессе ДОУ;
* Систематизация компьютерных развивающих программ;
* Единые программно – методические требования к компьютерным занятиям.
На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.
Использование ИТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.
Важным правилом при организации таких занятий является периодичность их проведения. Занятия должны проводится 1-2 раза в неделю в зависимости от возраста детей по 10-15 минут непосредственной деятельности за ПК.
Человеческие ресурсы:
* Педагог должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику, интерфейс пользователя каждой программы (специфику технических правил действия с каждой из них), разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet;
* Поддержка со стороны профессионалов-программистов.
Владение приемами по использованию информационных технологий и созданию электронных дидактических ресурсов, умение планировать и моделировать занятия с использованием ИТ помогает педагогам решать конкретные образовательные задачи, повышать познавательную активность и мотивацию дошкольников.
Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.