Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Мурманска №85
Культурно-гигиенические навыки
Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в ДОУ уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
День за днём, шаг за шагом в своей работе мы побуждаем детей сохранять своё здоровье, заботиться о нём. Только здоровый человек по-настоящему радуется жизни
1. Социально-коммуникативное развитие:
Д/И: «Хорошо - плохо»
Цель: Закрепление знаний у детей о вредных и полезных продуктах питания.
Задачи:
- закрепить знания у детей о вредности и полезности продуктов питания;
- учить детей подбирать картинки с продуктами, которым «зубик» будет рад и доволен, и продукты от которых он будет расстроен;
- развивать образную память, внимание, наглядно-образное мышление, речь, совместную игровую деятельность;
- воспитывать интерес к дидактической игре.
Д/И: «Разрезные картинки по предметам гигиены».
Цель: Развитие умения детей составлять целостную картинку из отдельных частей.
Задачи:
- учить детей составлять целостную картинку по предметам гигиены из отдельных частей;
- формировать познавательную деятельность с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка; - развивать мышление, целостность восприятия;
- воспитывать усидчивость и интерес к дидактической игре.
Д/И: «Части суток»
Цель: закреплять названия частей суток, упражнять в сопоставлении картинки с частью суток. Понимать выражение «Всему свое время».
Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Рынок», «Больница», «Семья», «Столовая»: где дети обыгрывали разные ситуации из жизни, связанные со здоровьем.
2. Познавательно-речевое развитие:
1. Тема: Правила личной гигиены.
Цель: Закрепить последовательность действий при умывании и знаний о назначении предметов туалета; воспитывать желание быть чистым и аккуратным; развивать диалогическую речь, учить доброжелательному общению друг с другом и со взрослыми.
2. Тема: Таблетки растут на грядке.
Цель: Дать знания об овощах, познакомить с понятием витамины, вырабатывать заботливое отношение к близким и желание им помочь.
3. Тема: Полезная и вредная пища.
Цель: Дать понятие о правильном питании; закрепить знания о продуктах питания;
вызвать желание заботиться о своем здоровье; учить проявлять заботу.
4. Тема: Знакомимся со своим организмом.
Цель: Закрепить элементарные знания об органах человеческого тела и их
функционировании.
5. Тема: Здоровье – главная ценность человеческой жизни.
Цель: Воспитывать потребность в организации правильного образа жизни; способствовать формированию желания сохранять и укреплять свое здоровье путем выполнения физических упражнений, соблюдения режима дня и т.п.
6. Тема: Как организм человека перерабатывает пищу.
Цель: Познакомить с пищеварительным трактом; воспитывать осознанное отношение к потреблению пищи; закрепить представление о здоровой пище; учить сервировать стол.
7. Тема: Значение занятий физкультурой и спортом для сохранения здоровья.
Цели: Закреплять, уточнять и пополнять знания о значении физкультуры и спорта;
укреплять потребность в занятиях физкультурой; вызвать уважение к людям,
занимающимся физкультурой.
8. Тема «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».
Цель: формирование осознанного отношения к здоровью, как ведущей ценности.
3. Художественно-эстетическое развитие:
Раскраска «Мойдодыр»
Рисование на тему: «Предметы гигиены»
Рисование и вырезание ладошек «Ладошкам грустно и ладошки улыбаются»
4. Физическое развитие:
Физкультурные занятия.
Подвижные игры.
Закаливающие мероприятия: утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна;
хождение по дорожке «здоровья»; дыхательные гимнастики; прогулки на свежем воздухе.
Отгадывание загадок по теме.
Чтение художественной литературы и работа по вопросам:
А. Барто «Девочка чумазая»;
Ирис Ревю «Про умное Здоровье»; «Сказка о гигиене для девочек и мальчиков, а также для тех, кто любит сказки…»; «Твой носовой платок»; «Друзья здоровья»; «Сказка о здоровом образе жизни»; «Случай на южном полюсе»;
В. Стельмах «Стихи про гигиену»;
С. Маршак «Если б мыло приходило…»,
Э. Успенский «Страшная история»,
Г. Кружков «Про микроба»,
Л.Авдеева «Не забудь про гигиену»;
Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу».
Просмотр мультфильмов и обсуждение: К. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр».